Подшипники качения различаются формой (шариковые, роликовые) и числом рядов тел качения, способностью самоустанавливаться, фиксировать осевое положение вала, величиной и направлением воспринимаемой нагрузки, жесткостью в осевом и радиальном направлениях и другими признаками.
Основные типы подшипников качения:
- шариковый радиальный однорядный;
- шариковый радиальный двухрядный сферический;
- шариковый радиально-упорный;
- упорный шариковый однорядный;
- упорный шариковый двухрядный;
- роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
- радиальные сферические роликовые двухрядные с бочкообразными роликами;
- роликовые игольчатые;
- роликовые радиально-упорные;
- корпусные подшипники UCP, UCF, UCFL, UCТ, UCPA
Установлено
пять классов точности подшипников (в порядке повышения точности): 0, 6, 5, 4 и 2. Кольца и шарики подшипников изготовляют из сталей ШХ15, ШХ15СГ, ШХ20СГ, 18ХГТ, 20Х2Н4А.
Обозначение подшипника наносится на кольцо и отражает его основные параметры и конструктивные особенности.
Первые две цифры (справа налево) обозначают внутренний диаметр подшипника. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм он получается умножением числа из этих двух цифр на 5. Для подшипников диаметром от 10 до 20 мм приняты следующие обозначения:
Маркировка | 0 | 1 | 2 | 3 |
Внутренний диаметр, мм | 10 | 12 | 15 | 17
|
Третья цифра (справа налево) обозначает серию подшипника:
8 и 9 - сверхлегкая;
1 и 7 - особолегкая;
2 - легкая;
3 -средняя;
4- тяжелая;
5 - легкая широкая;
6 - средняя широкая.
Четвертая цифра (справа налево) обозначает тип подшипника:
0 - радиальный шариковый однорядный;
1 - радиальный шариковый двухрядный сферический;
2 - радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
3 - радиальный двухрядный сферический с бочкообразными роликами;
4 - радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами и игольчатый;
5 - радиальный с витыми роликами;
6 - радиально-упорный шариковый;
7 - роликовый конический радиально-упорный;
8 - упорный шариковый;
9 - упорный роликовый.
Пятая и шестая цифры (справа налево) обозначают конструктивные особенности подшипника,
Седьмая цифра (справа налево) обозначает серию подшипника по ширине:
1-нормальная;
2 - широкая;
3, 4, 5 и 6 - особо широкая;
7 - узкая.
Цифра впереди перед тире обозначает класс точности подшипника (класс точности 0 не маркируется).